История обители

СТАРО-ХАРЬКОВСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ КУРЯЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ

с момента его образования до наших дней

(1673 – 2020 г.г.)

     По одним данным, которые доступны для нас в настоящее время,  дата основания Куряжского Спасо-Преображенского монастыря значится как 1663 год. По другим источникам – 1673. И, чтобы прекратить разночтения, хочу внести ясность по этому вопросу.

При внимательном изучении книги епископа Стефана «Куряжская обитель и ее Георгие-Петро-Павловский храм (1673-1903 г.г.), читаем сноску (1) на девятой страничке этого источника: «В  «Историко-статистическом описании Харьковской епархии преосвященный Филарет ошибочно указал год основания Куряжской обители – 1663; ибо 7181-5508= 1673; в 1663 году не было еще Белгородской епархии, а митрополит Мисаил назначен 17 февраля 1672г. …» (ред. «…по  благословению и повелению преосвященного Мисаила, митрополита Белгородского и обоянского в лето  7181, от Рождества Христова в 1673 год месяца апреля 28 дня» был заложен Куряжский монастырь).

     Кроме того нам известно, что основателем Куряжского монастыря был Харьковский полковник Григорий Ерофеевич Донец-Захаржевский, который в период времени с 1662 по 1666  г.г. числился десятником Харьковского полка. А полковником стал только в 1668 году! По истечении пяти лет пребывания в чине, будучи уже Харьковским полковником, он и основал монастырь.

     Таким образом, имеем доказательства о том, что точная дата основания Старо-Харьковского Спасо-Преображенского Куряжского монастыря – 1673 год.

     Инициатором и первым ктитором обители, как выше уже сказано, был полковник Григорий Донец-Захаржевский, который принимал самое активное участие в его обустроении. Он же пригласил в качестве первого наместника Спасо-Преображенского Куряжского монастыря «всечестнаго господина отца архимандрита Святогорскаго монастыря Иоиля, который из Святогорскаго же монастыря и набрал первую братию». А постройкою руководил архимандрит Онуфрий, старец иноческой жизни, пользовавшийся за свое благочестие общим уважением братии и народа. Куряжские предания называют его святым и прозорливым.

«На первое время основатели Куряжской обители построили в ней два деревянных храма: главный храм в честь Преображения Господня, холодный  и трапезный храм в честь Георгия Победоносца..» (1, стр 9-10) Деревянный, Георгиевский храм, очевидно, построен был временно, ибо вскоре же.. было преступлено к возведению на его месте величественного каменного, двухэтажного храма» (1., стр.10)…

Вскоре возле монастырского подворья образуются поселения. Ниже Куряжского холма, к юго-западу, на правом берегу реки Куряж стоял хутор Подмонастырские Подворки.

Издавна под горой был деревянный храм Онуфрия с келиями… Из-под престола церкви святого Онуфрия выходил ключ свежей воды и наполнял колодязь, устроенный под амвоном, а отсюда трубами выходил за ограду церковную. Каменный храм Преподобного Онуфрия построен и освящен здесь в 1753 году.

Горячую любовь и усердие к этой обители после Григория Ерофеевича унаследовали от него его супруга, полковница Евдокия Григорьевна, принявшая на себя звание ктиторши обители и их дети:  Иван, Константин и Федор Григорьевичи, из которых первый из них унаследовал после отца его ктиторство.

Также известны ктиторы: Иван Танский полковник, генерал-майор Федор Шидловский..Семен и Григорий Квитки. 

Шли годы. Сменялись настоятели Куряжского монастыря, а обитель все росла и укреплялась. 14 сентября 1770 года ее настоятелем был назначен любимый племянник святителя Иосафа Белгородского, сын изюмского полковника Ивана Григорьевича Квитки, – архимандрит Наркисс Квитка. «Кроме Онуфрия и Варлаама Андреевского, он более всех потрудился над благоустроением обители и украшением ее храмов. С особым тщанием он украшал Преображенскую церковь. В 1784 году  было завершено строительство величественной колокольни. Никогда еще в Куряже не бывало такого великолепия храмов и пышности служения. Соответственно всему этому было и монастырское пение. Которое до о. Наркисса, по видимому было запущено».

В 1787, после упразднения Озерянской пустыни, в Куряжский монастырь было передано чудотворную Озерянскую икону Божией Матери. Это еще более способствовало процветанию сей святой обители.

Кроме соборной Спасо-Преображенской церкви монастырь имел еще два каменных храма: Св.. великомученика Георгия (построен 1709 г.., восстановлен в 1759 г..) и преподобного Онуфрия скит (построен в 1753 г..)..

  12 июня 1787 года архимандрит Квитка устроял торжественную встречу в Успенском соборе. Встречали Ее Величество, императрицу Екатерину 2.  А 25 июля о. Наркисс получил «как гром поразивший его Указ», согласно которому у него было отобрано все церковное и монастырское имущество. Преображенский храм оставался как приходской, другие постройки разобраны. А сам он направлялся в Коломенский Богоявленский Голутвинский монастырь.

В 1788 г.. монастырь был закрыт и, по распоряжению консистории, назначен для пребывания на покое монахов всех закрытых обителей Белгородской епархии..

В 1796 году, по ходатайству харьковского и воронежского генерал-губернатора Андрея Яковлевича Леванидова и других благочестивых граждан, Куряжский монастырь снова был открыт. Началась работа по его восстановлению. Мало что уцелело от прежнего  его имущества, но Куряжу была возвращена главная его святыня —  чудотворная икона Божией Матери Озерянская. 

«В 1843 году, по представлению преосвященного Иннокентия о желании жителей города Харькова видеть благодатную святыню среди своих жилищ, государь Император в 16-й день октября 1843 года высочайше утвердить соизволил определение Св. Синода – ежегодно приносить 30 сентября Озерянскую икону Божьей Матери в Харьковский Покровский храм и после того, как она будет оставаться в сем храме во всю зиму, 26 апреля относить в Куряжский монастырь».

С этого времени Старо-Харьковский Спасо-Преображенский Куряжский монастырь в своих трудах и молитвах существовал до начала 20 столетия.

   В 1819 году при настоятеле Нафанаиле в Онуфриевской церкви были благоустроены колодцы (доктор Е.Следзиевский в 1845 году исследовал Куряжские источники и считал их целебными и ходатайствовал об устроении водолечебного заведения при этом источнике). Этими целебными водами и в наше время пользуется местное население и харьковчане.

Исторические хронологии Щелкова отмечают как знаменательное событие посещение Куряжского монастыря русским царем Александром 1: «1820 год. 31 июля Государь Император Александр Благословенный (1817) изволил прибыть в Харьков и был встречен высшим начальством при многочисленном ликующем народе.

Далее, в 1836 году, произошло еще более значительное для монастыря событие. Указом Святого Синода он был возведен во 2-й класс штатных монастырей: «1836 год. Куряжский монастир Высочайшим повелено, 4 апреля, возвести во 11-й класс с содержанием в 2610 р. 32 1/4 к. (Ук.Св.Син. 13 апр. N42156) и (3 июля N8032).19 

Церковно-монастырское училище. (1887-1912 гг.)

1. Основано училище в 1887 году.

2. Здание построено жертвователем, стоит 3500 руб.

3. Комнат в училище 5.

4. На ремонт училища затрат не производится.

5. Длина училища 20 ар., а ширина 13 аршин.

6. Квартира учителя состоит из 2-х комнат.

7. Классной мебели, при основании училища, приобретено на сумму 77 руб.50 коп.

8. Журналы для училища не выписываются.

9. Книг для чтения имеется 150 экз. разного наименования.

10. Жалование законоучителю — 30 руб. и учителю — 360 руб.

11. Для учителя отпускается обед из общей монастырской кухни.

12. Училище ежегодно отапливает монастырь и нанимает прислугу, что обходится в 65 руб. в год.

13. Попечителя в училище не имеется.

14. Здание застраховано в «Русском Страховом обществе».

15. Заведующим училищем состоит казначей монастыря.

16. О числе учившихся и окончивших курс со дня открытия училища сведений не имеется.

17. В 1912 году обучалось 65 человек и окончило курс 7 чел.

       «… Вскоре после Октябрьской революции последовал декрет, направленный на отделение Церкви от государства… Уже в 1918 году принимают решение о запрещении крестного хода в Куряжскую обитель. .. Началась Гражданская война. В ходе ее монастырь был частично разрушен и разграблен. Духовенство и братия разбрелись по бурной военной жизни. Монастырь просуществовав без малого 250 лет, прекратил свою деятельность…». 

«..С 1924 года в бывшем Куряжском монастыре был образован детский реформаториум. Об этом гласит протокол Президиума Харьковского Губернского Исполкома от 28 августа 1924 года… Но окончательно был упразднен в 1924 году, когда на его территории была организована колония им. 7-го ноября., которая не справилась с задачей перевоспитания беспризорных и 23 апреля 1926 года издан указ «О переводе детколонии им. Горького из Полтавы в Куряж. (5. Федор Муратов «история Куряжа от монастыря до колонии» стр. 41) 

«Как известно, перевод в мае 1926 года возглавляемой А..С. Макаренко Полтавской трудовой колонии им.. М. Горького из Полтавы в Куряж и слияние ее с Куряжской трудовой детской колонией имени «7 ноября» создало для инновационного воспитательного учреждения достаточно тесное соседство с действующим религиозным учреждением – Спасо-Преображенской церковью.. Эта близость двух заведений, светского и церковного, в пору государственного атеизма создавала определенную коллизию, с которой не мог не считаться А..С. Макаренко в организации воспитательного процесса..( 6, стр. 66)

Нужно сказать, что упомянутая церковь была последним действующим культовым сооружением Куряжского Преображенского мужского монастыря, основанного архимандритом Иоилем еще в 1673 г.. по замыслу полковника Григория Донца и на средства Харьковского Слободского полка.. 

В монастыре хранилась Озерянская икона Божьей Матери, перенесенная в 1788 г.. из закрытой Озерянской обители.. Что же касается Спасо-Преображенского храма… Необходимость считаться с тем, что центральная часть усадьбы колонии принадлежит другому собственнику, волновала Макаренко, очевидно, на протяжении всей его работы в Куряже.. Разумеется, коллизия имела характер не только и  не столько территориальный либо имущественный, сколько идеологический.. Для Макаренко достаточно наглядным был контраст между атрибутами созданной им новой педагогики и религиозного учреждения, потому единым и логическим выходом из этого противостояния он считал устранение монастырского храма не только как действующего института, но и как сооружения.

Не получив реальной поддержки со стороны ОКПД, колония в октябре месяце того же 1926г. составляет обращение в ВУЦИК с просьбой позволить закрыть, а потом совсем разобрать монастырскую церковь.. В конце концов Куряжский собор был закрыт всего лишь немногим более чем через год после увольнения А..С. Макаренко из колонии – на октябрьские праздники 1929 г.. 

Потом продолжительное время он стоял пустым либо занятым каким-то хозяйственным имуществом.. И лишь в конце 1930 г.. был составлен план и смета на перестройку собора под колонистский клуб (70–75 тыс.. руб..)

(На коллегии Наркомпроса деятельность Макаренка предвзято оценили «несоветской системой». Антон Семенович решил оставить Куряж. Тогда его пригласили руководить коммуной им. Ф.Э.Дзержинского, которую построили чекисты Харькова на личные средства для беспризорных детей. Там он работал до 1935 г., а с 1937 г. Антон Семенович работает в Москве. 1 апреля 1939 г. его настигла неожиданная для многих смерть.

А.С. Макаренко умер в вагоне пригородного поезда под Москвой. Сердце не выдержало напряжения из-за постоянных нападок недоброжелателей. К тому же за эти годы Куряж пришел в упадок и стал обычным приютом для беспризорных детей. В год смерти Педагога Куряж стал закрытым учреждением и утратил имя А.М.Горького, а в сентябре 1941 года колония была эвакуирована в город Томск.) 

За всю свою историю монастырь претерпел немало перемен как в лучшую, так и в худшую сторону. История его оригинальна и богата. В ней нашли место подъемы и спады, яркие и мрачные страницы истории нашего края. Куряжский монастырь пережил становление, развитие, расцвет, закрытие (1788 г.), разорение, упадок, возрождение, опять развитие, расцвет, и, наконец — крах, запущение, разорение (1918-1919 гг.). 

Роль Куряжского монастыря в истории края сложно переоценить. В XVII в. он выполнял некую духовно-оборонительную функцию. В ХУП-Х1Х вв. одной из главных в его деятельности была духовно-религиозная роль. Следует также выделить хозяйственно-экономическое значение образцового монастырского земледелия на Слобожанщине, его просветительскую и благотворительную роль в повседневной жизни населения.

В советское время на этой территории была организована Колония для несовершеннолетних . Просуществовала  она до 2017 года, когда подростки были расформированы по другим учреждениям. В настоящее время это Учреждение, находящееся в ведении пенитенциарной службы Министерства Юстиции Украины.

 18 декабря 2016 года в сохранившемся здании Георгие-Петропавловского храма впервые за, почти вековой перерыв, была отслужена Божественная Литургия клириками Харьковской епархии Украинской Православной Церкви.

 А с 2017 года Богослужения стали регулярными – каждую субботу и в праздники по настоящее время.

11 марта 2018 года на общем собрании клириков и прихожан  под председательством насельника Свято-Покровского мужского монастыря г. Харькова, руководителя Отдела по взаимодействию с волонтерскими организациями Харьковской епархии архимандрита Глеба (Свидло), принято решение о создании и регистрации парафии Спасо-Преображенского Куряжского монастыря.

Богослужения и благоустроение Георгие-Петропасловского храма на территории Куряжа осуществляются регулярно по настоящее время.

Материал подготовила Алла Станкевич.

Использованная литература:

  1. Книга епископа Стефана «Куряжская обитель и ее Георгие-Петро-Павловский храм (1673-1903 г.г.)
  2. Филарет Гумилевский «Историко-Статистическое описание Харьковской епархии»
  3. Федор Муратор «Куряж. От монастыря до колонии»
  4. Д.И. Багалей,  Миллер «Харьков. За 250 лет его существования»
  5. В. Маслійчук «Козацька старшина Слобідських полків»
  6. Е. Альбовский «Харьковские казаки»
  7. Літопис  Курязької парафії. 2016-2020рр.